Дополнительный материал к теме
1. Понятие, становление теория, методология сравнительного правоведения
Понятие и становление сравнительного права
Сегодня является
бесспорным, что сравнительное правоведение является теорией или научной
дисциплиной в ряду отраслей юридической науки. Она имеет:
1)
свою цель – изучать и сопоставлять
различные правовые массивы и системы между собой и с нормами международного
права, выявлять сходства и различия, определять тенденции общеправового
различия;
2)
свой предмет исследования – общее и
особенное в различных правовых массивах и системах;
3)
свою методологию – различные методы
сравнительного анализа и оценки;
4)
свои понятия, которые условно можно
разделить на три группы:
- специальные («правовое сходство»,
«правовые различия», «коллизионные нормы», «гармонизация законодательства»,
«сближение законодательства», «унифицированные правовые акты», «модельные
законодательные акты»);
-
общие
– понятия общей теории государства и права («право», «правовая система»,
«законодательство», «правовой акт», «правовая норма», «государство»,
«суверенитет государства» и др.);
-
отраслевые
– понятия отраслевых юридических наук, прежде всего конституционного права
(«органы государственной власти», «парламент», «гражданин») и международного
права («международные нормы», «международный договор», «ратификация»,
«международная организация» и др.).
Для начала необходимо дать определение
«Сравнительного правоведения». В этом заключается одна из первых проблем.
Состоит она в том, что оно может рассматривать и как наука, и как метод (также
в качестве учебной дисциплины, но данный не уместно рассматривать в данной
работе).
Сравнительное правоведение как метод является одним из важных научных средств
изучения правовых явлений. Благодаря применению сравнительного метода
становится возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых системах
современности.
Сравнительное правоведение как наука –
это совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально
представленная множеством книг, брошюр, статей, научных докладов. Однако здесь
мы встречаем столкновение правовых систем. А именно то, что в разных правовых
системах и странах применяются различные доктринальные подходы, что также
усложняет «общение» стран на правовом уровне.
Объектом русской исторической
компаративистики выступало прежде всего право развитых зарубежных стран, и основная
причина активности сравнительного правоведения в России заключалась в
стремлении юристов модернизировать отсталое русское право. Как справедливо
заметил Г.Ф. Шершеневич, Россия, вынужденная догонять Западную Европу, должна
была ознакомиться со всем тем, что делалось на Западе, в том числе и в правовой
области. Однако, с сожалением можно заметить, что в России XXI века данная
дисциплина не только не получила развития, как в западных странах, но и
умаляется. В США, например, «Comparative law» входит в перечень юридических
специальностей, в то время как в России «Сравнительное правоведение» не только
не является отдельной специальностью, но и довольно сжато преподается в рамках
курса «Теории государства и права».
В связи с вышеперечисленными проблемами,
можно сказать, что «Сравнительное правоведение» является необходимым для:
1) развития практических правовых
дисциплин,
2) лучшего понимая иностранных правовых
систем и их механизмов,
3) становления инновационных сфер права, таких
как энергетическое и др.
Крупными учеными-правоведами, которые
активно исследуют (исследовали) comparative law являются М.Н. Марченко, А.Х.
Саидов, К. Цвайгерт, Х. Кетц, Рене Давид и другие.
Сравнительное правоведение развивалось
еще в древности. Так, известные законы Хаммурапи – царя Вавилона, правившего в
XVIII в. до н.э., имеют много общего с законами царства Эшнунны,
располагавшегося в одном и том же географическом и отчасти культурном регионе.
Предполагается при этом, что данная общность явилась результатом взаимного
воздействия различных правовых систем, отдельных юридических норм, актов и
институтов.
Обращаясь к истории мы видим, что
изучать право можно только в развитии. Так, например, Германское
законодательство, в частности Германское Гражданское Уложение, сильно
отличалось от принятого ранее во Франции Гражданского кодекса (Кодекс
Наполеона). При этом оказывая влияние на становление Швейцарского гражданского
права, которое в свою очередь легко в основу Японского гражданского права.
В определенной степени это позволяет
нам, во-первых, разбивать романо-германскую систему на романскую и германскую,
т.к. они имеют различия не смотря на нормативизм обеих. Во-вторых, о
необходимости изучения сравнительного правоведения, ведь именно оно позволяет
развивать законодательство и право стран при их неизбежном взаимодействии. Так,
для английского или американского юриста является само собой разумеющимся, что
по праву купли-продажи регулируется не только вопрос о праве покупателя
требовать от продавца поставки товара в указанные в договоре сроки, но и вопрос
о переходе к нему права собственности на уже поставленный товар и о времени
этого перехода. В ГГУ же первый вопрос регулируется обязательственным правом, a
второй – вещным правом, то есть в совершенно другом, значительно отдаленном от
первого месте кодекса.
На данном историческом примере мы видим,
что проводя сравнительно-правовой анализ, мы можем искать способы
взаимодействия различных правовых систем в международных отношениях.
Но обратимся к современной России. В
России идет становление такой отрасли права как Энергетическое право. В рамках
этой отрасли права в России наблюдается множество проблем. Такие как проблема
энергетической безопасности, выбора правовой формы организации энергетических
предприятий, проблема правового регулирования недропользования и др. Россия
являясь крупнейшей энергетической державой должна рационально использовать свой
энергетический потенциал, но это невозможно без соответствующего
законодательства. Имея возможность сравнительно-правового анализа необходимо
опереться на опыт ведущих энергетических держав, таких как США, Германия, Китай
и создать качественное, эффективное энергетическое законодательство, ведь не
смотря на наличие незначительного кол-ва энергетических нормативно-правовых
актов и программ, это не дает нам решение глобальной проблемы – формирование
полноценного энергетического законодательство. В связи с этим необходимо
активное изучение энергетического права зарубежных стран и содействие становлению
данной дисциплины в России. А все это возможно только с помощью активного
изучения и практического применения «Comparative law». Также следует упомянуть
о такой отрасли права, которая также находиться в периоде становления, как
медицинское право. В РФ не существует отрасли медицинского права как таковой.
Однако она необходима и эта обуславливается тем, что область медицины
расширяется и регулирование еѐ без выделения отдельной отрасли права становится
неэффективным. В данном случае анализируя правовые акты зарубежных государств,
в которых развита данная отрасль права, и проводя анализ с имеющимися в России
НПА необходимо перенимать опыт, подстраивать его под особенности Российской правовой
системы и выстраивать медицинское законодательство и формировать отрасль медицинского
права.
Методология
сравнительного правоведения
Не вдаваясь в глубокий анализ
философских проблем методологии, мы будет отталкиваться от того, что
методология – это наука о методе или о совокупности методов, а методология сравнительного
правоведения – наука (учение) о ее методах и их иерархии, т.е. наука (учение) о
системе методов сравнительного правоведения. Однако термин «методология»
употребляется также, хотя и реже, в другом значении: как совокупность методов,
применяемых в науке или другой отрасли познания. Не является однозначным и
термин «метод».
Общеизвестно, специфика любой науки
выражается не только в предмете, который отвечает на вопрос, какую область
объективной действительности она изучает (т.е. «что»), но и в методе, который
выражается в способе его познания (т.е. «как»). Обычно считается, что понятие
«метод» это путь, способ, средство для совершения, осуществления какого-либо
действия, для достижения какой-либо цели.
Что же касается методов, используемых в
сравнительном правоведении, то, необходимо отметить, что они представляют собой
значительную совокупность.
Это и общенаучные методы (анализ,
синтез, индукция, дедукция и т.д.), и специальные методы, которые
разрабатываются в рамках отдельных (специальных) наук и используются для
изучения государственно-правовых явлений, в том числе и в сравнительном
правоведении (математические, психологические, конкретно-социологические и
многие другие методы).
Особые дискуссии среди компаративистов
вызывает сравнительный метод. Данный метод используется как в национальном
праве, так и в праве зарубежных государств. Сравнительный метод, по мнению
известного белорусского компаративиста А.В.Егорова, является доминирующим или
«основой для оценки полученных результатов компаративного исследования, которые
могут выступать в формах методологического и практического итогов проведенной
работы» [2,
с. 18].
Указанные обе формы полезны как для самого сравнительного правоведения, так и
для других, в первую очередь, отраслевых юридических наук. Возвращаясь к
понятию «методика», как совокупности последовательно необходимых приемов,
стадий, которые позволяют отразить реализацию определенного метода, в том числе
сравнительно-правового, в литературе указывают на следующие (хотя и не бесспорные)
стадии: правильный отбор материалов; дескриптивная стадия (представление
ситуаций и явлений в общей форме); критическая научная оценка сравниваемых
явлений; позитивное или негативное сравнение; эвристическая и прогностическая
стадии [3,
с. 133].
Научный уровень методики зависит от
методологии сравнительно-правового исследования, его целей и задач. Верный
выбор методики и техники исследования способствует правильному решению
методологических вопросов. Следовательно, методика позволяет связывать воедино
общий замысел исследования, его методологические предпосылки с организацией
сравнительно-правового исследования. Таким образом, методика является высшей
ступенью конкретизации методологии, которая вследствие этого перерастает в
соответствующие процедуры и операции сравнительно-правового исследования.
Методологические
правила сравнительно-правового анализа.
Общая методология означает глубокий и всесторонний
системный анализ сопоставляемых юридических явлений разных правовых систем с
применением комплекса средств сравнения с целью выявления общего,
специфического и несравнимого. С нею связаны и ею предопределяются конкретные
методики сравнительно-правового анализа, которые нужно разрабатывать и
использовать применительно к разным субъектам и объектам сравнительного
правоведения.
Методологические правила сравнительного
правоведения:
1) Правильный выбор объектов сравнительного анализа
и корректная постановка целей, обусловленных его природой и потребностями
субъекта сравнительного правоведения.
2)Проведения правового сравнения на разных уровнях,
с использованием методов системно-исторического, логического анализа, аналогии
для выяснения как внутренних связей и зависимостей в рамках сравниваемых
правовых систем, так и их развития в контексте конкретного государства и
общества.
3) Правильное определение признаков сравниваемых
правовых явлений, норм, институтов и т.п., установление общественных и
государственных задач, решение которых обусловило их появление и развитие.
4) Выявление степени сходства и различий юридических
понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах, актах и
т.д.
5) разработка и применение критериев оценки
сходства, различий и несопоставимости правовых явлений, институтов и норм.
6) Определение результатов сравнительно-правового
анализа и возможностей их использования в нормотворческой деятельности в
развитии законодательства и его отраслей, в правоприменительной практике.
Важную роль играют методологически строгие и чёткие
подходы к сравнительно-правовым исследованиям, анализам и сопоставлениям.
Например, метод аналогии в правовой
сфере при всей очевидности преимуществ должен применяться очень строго. В
противном случае внешнеправовое совпадение может побудить к механическому
копированию и ошибочным правовым решениям. Юридическая трансплантация неизбежно
приведет к чуждым для конкретной для конкретной правовой системы актам и нормам
и их последующему отторжению. Необходимо отметить возможности такой аналогии,
которая служит правовой идентификации. Сравнивать нужно не только объекты,
формы и методы правового регулирования, но и место акта в конкретной правовой
системе и его внутриотраслевые и межотраслевые связи. Иначе отдельно взятый акт
из одной правовой системы как образец для аналогичного акта другой правовой
системы может дать лишь явно незначительные положительные результаты.
Особо необходимо отметить такой метод, как государственно-правовая идентификация. Она означает осознанное
принятие и даже отождествление гражданина как со своей системой права,
законодательства, так и с близкими ему политическими системами по политическим,
религиозным и нравственным воззрениям. Нередко граждане латиноамериканских
стран лучше и понятнее воспринимают какие-либо акты, нормы то национального, то
американского, то испанского права. Балтийские страны в начале 90-х гг. дали
пример идентификации своей правовой культуры с принципами и нормами своих
конституций и законов 20-30-х гг., а не союзных.
Особо необходимо выделить идентичность используемых понятий и терминов. В последние годы ещё
более отчётливо выявилась потребность в словаре (глоссарии) специальных
терминов.
Объекты
сравнительного правоведения предполагают использование точных критериев их
анализа и оценки. Компаративисты нередко ограничиваются констатацией сходства и
различий, а практики-законодатели, управленцы, судьи подчас руководствуются
прагматическими соображениями («годится», «не подходит»). Поэтому необходимо
выделить следующие критерии сравнения и
оценки:
- по субъекту, управомоченному действовать;
- по объёму и характеру правил поведения;
- по обеспеченности норм санкциями, стимулами и
т.п.;
- по связи с другими нормами;
- по положению акта в системе отраслевого и общего
законодательства;
- по условиям и времени принятия;
- по эффективности, т.е. по отношению граждан и
органов, и степени реализации.
Виды
сравнительно-правовых исследований.
По форме анализа в сравнительном
правоведении выделяют следующие направления сравнения правовых
систем:
1.
по институтам проводят макро - и микросравнение.
2.
по целям – функциональное (практическое) и
теоретическое (научное) сравнение;
3.
по уровням – межсистемное, внутрисистемное,
внутринациональное, историческое и межотраслевое сравнение.
1). Диахронное и синхронное сравнение (по
уровням).
Предметом сравнения могут быть
существовавшие в прошлом правовые системы и их компоненты, т.е. сравнение может
носить исторический характер. Тогда оно называется диахронным сравнением.
Однако, чаще всего, предметом сравнения
являются действующие правовые системы. Это синхронное сравнение. При этом,
выявляются тенденции к их сближению, которые и становятся преимущественно
объектом сравнительно-правового анализа.
Сравнение правовых систем одной и той же
правовой семьи позволяет:
·
изучить
их общие законы развития;
·
выявить
причины расхождений в этих правовых системах;
·
обнаружить
наилучшие для тех или иных условий способы правового регулирования;
·
изучить
вопрос о возможности взаимного усвоения юридического опыта в области
правотворчества и правоприменения.
·
2) Внутренне и внешнее сравнение(по
уровням).
Сравнение внутри одного государства
(федеративного или унитарного) характеризуется как внутренние. Оно позволяет
дать общую характеристику определенной национальной правовой системы. При
внутреннем сравнении чаще всего речь идет о правовых системах
(законодательствах) федеративных государств. В США сравнение законодательств
штатов именуется межштатным сравнением.
Однако, внутренне сравнение можно
успешно осуществлять не только в федеративных, но и в унитарных государствах,
при чем как в историческом разрезе, та и синхронно. Для внутреннего сравнения в
рамках унитарного государства на синхронном уровне весьма полезные материалы
дают смешанные правовые системы. В этом случае внутреннее сравнение помогает
уяснению значения различных слоев (элементов различных правовых систем) одной
унитарной национальной правовой системы.
Для сравнения может быть взята своя
национальная правовая система и какая-то одна иностранная. Также для сравнения
можно избрать правовые системы определенного географического региона –
региональное сравнение – или же различные международные объединения и
организации.
Эти два вида сравнения характеризуются
как внешние сравнения.
Внутреннее и внешнее сравнения
различаются по своему предмету, целям и результатам.
3) Сравнение на микроуровне и
макроуровне (по институтам).
Микросравнение – это сравнение,
проводящееся на уровне правовых норм и институтов. Оно может быть как
внутренним так и внешним.
Макросравнение – это сравнение на уровне
правовых систем в целом.
Сравнение в мировом масштабе называется
универсальным или глобальным. При глобальном сравнении можно достичь
относительно полного результата лишь проводя сравнение с указанием правовой
семьи, к которой та или иная национальная правовая система принадлежит.
На практике глобальное сравнение не
бывает исчерпывающим, он практически невозможно, так как усложняется в связи не
только со значительным увеличением числа правовых систем, но и с качественным
фактором.
Глобальное сравнение своим предметом
имеет основные правовые системы современности, позволяет выявить место и
взаимоотношения, взаимосвязи основных правовых систем современности на правовой
карте мира и имеет теоретико-позновательную цель. Оно может осуществляться как
на уровне правовых систем в целом, так и на уровне ведущих отраслей права, а
также в региональном аспекте.
4) Нормативное и функциональное
сравнение (по целям).
Нормативное сравнение – это такой способ
сравнения, при котором сравниваются правовые нормы, институты, законодательные
акты.
Иногда такой подход трактуется как
формально-юридический (догматический) анализ, доктринальные традиции которого
были заложены юридическим позитивизмом еще на заре возникновения сравнительного
правоведения в XIX
в.
Нормативное сравнение привело к двум
существенным выводам:
·
внешне
идентичные юридические термины не всегда имеют одно и то же значение в
различных правовых системах (например, в англосаксонской и романо-германской
правовой семье);
·
те
же самые правовые нормы и институты могут выполнять различные функции (иногда
иностранное право регулирует сравниваемые общественные отношения другой
отраслью права или даже не правовыми средствами – моральными или религиозными).
В настоящее время нормативное сравнение
теряет актуальность в результате того, что попытки в прошлом унифицировать все
правовые системы, создать мировое наднациональное право потерпели неудачу.
Недостатки нормативного сравнения
вынудили компаративистов обратиться к так называемому функциональному
сравнению.
Функциональное сравнение начинается не с
признания определенных правовых норм и институтов в качестве отправного пункта
сравнения, а с выдвижения определенной
социальной проблемы, и уже затем – поиска правовой нормы или института, с
помощью которого проблема может быть решена. Таким образом, расширяется круг
вопросов, подлежащих сравнению, в первую очередь за счет практики применения
правовых норм и юридической доктрины. Сравнение идет не от нормы к социальному
факту, а, наоборот, от социального факта к его правовому регулированию.
В функциональном сравнении правовые
институты и нормы считаются сравнимыми, если они решают сходную социальную
проблему, хотя и диаметрально противоположным образом.
Цели
сравнительного правоведения
Цели сравнительного
правоведения различаются в зависимости от:
-
конкретных правовых идей, которые могут
изменяться в зависимости от динамики общественного развития, от перемен
социально-экономического обстановки;
-
избранного объекта изучения и сравнения
(микросравнение норм, актов могут иметь сугубо прикладной смысл; сопоставление
отраслей и систем национальных законодательств может обладать явной или скрытой
политической направленностью);
-
определение правовых задач (пропагандистских,
апологетических, критических и проч.).
Главные
цели сравнительного правоведения:
1)
Познавательная. Анализ и оценка
правовых явлений применительно к внутригосударственному развитию будут более
полными и объективными, когда изучаются их общие и специфические причины;
временные и стабильные правовые ситуации в зарубежных государствах и их
влияние; факторы, ведущие к изменению иностранных законодательств, к принятию и
изменению правовых актов; условия, способствующие или содержащие реализацию
права;
2)
Информационная. Данная цель
производна и тесно связана с первой целью. Информационная цель является
средством достижения познавательной цели.
Она дает возможность получить материалы о развитии и функционировании
зарубежных правовых систем, государственных институтов, об их взаимосвязи между
собой. Сегодня изолированное правовое развитие невозможно. Информационная цель
достигается путем применения следующих средств:
-
подготовка справочных материалов о развитии
иностранного законодательства;
-
информационных обзоров зарубежного
законодательства.
Подобные
справочные материалы готовят как по страноведческому признаку, так и по отдельным
отраслям, подотраслям законодательства, и по отдельным правовым институтам.
Обширные
справочные материалы, подготовленные в виде обзоров, справок, статей в научных
и иных журналах – это своего рода рефераты, аннотации правовых актов, это –
обобщенные и даже иллюстрированные правовые сведения.
3)
Аналитическая цель является целью
более высокого порядка. Благодаря ей, компаративисты стремятся обнаружить
корни, истоки правовых явлений в зарубежных правовых системах и тенденции их
развития. Именно в процессе достижения этой цели и происходит сравнение. В
результате обнаруживается общее и специфическое в сравниваемых правовых
системах; появляется возможность использования зарубежного опыта для решения
конкретных правовых задач.
Осуществление
этой цели находится как бы в процессе достижения познавательной цели с
использованием результатов реализации информационной цели. Игнорирование или
слабый учет данной зависимости между целями приводит к подмене аналитической
цели информационной и к подготовке описательных материалов, обзоров,
разработок, статей в журналах без признаков какого-либо анализа и оценки. А это
ведет к неверному использованию правовой информации, когда разработчики
законов, эксперты, депутаты оперируют ею в готовом виде и механически копируют
отдельные правовые решения.
Следующие
три вида цели сравнительного правоведения поставлены в зависимость от
политической установки субъекта сравнения, от его социальной ориентации.
4)
Интегративная цель. Она
предопределяется курсом государства, либо государств, межгосударственных
объединений на гармонизацию и сближение национальных законодательств. Эта цель
дает четкую ориентацию в разработке способов гармонизации в их практическом
применении, а также действий государств в направлении к данной цели.
Критериями
сравнения и оценки национальных законодательств является признание общих
интересов государств в согласованном правовом регулировании, поиск и
определение объектов такого регулирования, выявление различий в национальных
законодательствах и возможных средств их преодоления.
5)
Критическая цель является
противоположной интегративной цели. «Критическое сравнение» было преобладающей
целью в сопоставлении правовых систем капитализма и социализма. В трудах
советских юристов преобладали откровенно критические оценки не только
законодательства буржуазных государств в целом, буржуазных правовых теорий,
принципов судопроизводство, но и отдельных законов – о труде, о выборах и т.д.
Сегодня
критические оценки иностранных законодательств обусловлены недовольством одной
страны политикой другой страны. Это порождает критику в адрес конституционного,
торгового, таможенного, банковского, миграционного законодательства. Она может
выражаться как в общих политических оценках, так и в негативной оценке
положений отдельных законов, ущемляющих интересы приграничных государств, либо
содержащих отступления от международных документов.
6)
Пропагандистская цель служит
своеобразным «ответом» на вышеназванную цель. Каждое государство заинтересовано
в защите своей правовой системы и пропаганде ее достоинств. Компаративисты для
достижения этой цели стремится к некоторому преувеличению значимости отдельных
сторон национальной правовой системы. Без внимания остаются положительные
аспекты других правовых систем, все составления – «в свою пользу».
Все три
последних цели и порождаемые ими критерии являются односторонними.
ЭТАПЫ
Еще в 1869 г . создано французское
общество сравнительного законодательства. В 1900 г . состоялся I Международный конгресс
сравнительного права. 13 сентября 1924 г . основана Международная Академия
сравнительного права в Гааге. В Швейцарии работает Центр сравнительного права,
Институт международного и сравнительного права. С 1947 г . действует Общество
сравнительного правоведения Бельгии и Нидерландов, подобных много и в США.
В России работает
Институт законодательства и сравнительного правоведения. В последние годы
проводятся научные конференции по сравнительному правоведению. В России обзоры
сравнительного права публикуются в журналах «Государство и право»,
«Правоведение», «Московский журнал международного права», «Международного
частного права» (Санкт-Петербург), «Ежегодник международного права». Ассамблея
государств Содружества (СНГ) выпускает «Вестник Межпарламентской Ассамблеи»,
где есть обзоры национальных законов.
Выделяют следующие
этапы формирования идей сравнительного правоведения:
- этап
формирования идей сравнительного правоведения - сначала как
сравнительно-историческое направление исследований, а потом как
практико-прикладной направление (1800-1900);
- этап
формирования сравнительного правоведения и его становление как признанного
научного направления - I Международный конгресс сравнительного права (1900) и
дальнейшее его развитие (1900-1945);
- этап
интенсификации развития сравнительного правоведения после второй мировой войны
(1945 - 80-е годы XX в.);
-
современный этап развития сравнительного правоведения.
Объекты
сравнительного правоведения.
Вопросы:
1 Понятие и общие черты объекта
сравнительного правоведения.
2 Виды объектов сравнительного
правоведения.
1 Понятие объекта
сравнительного правоведения.
Объект сравнительного правоведения – это
любые сопоставляемые друг с другом государственно-правовые явления. Они
возникают не эпизодически, спонтанно. Объекты находятся в непрерывном процессе
движения, возникновения, изменения. Исходя из правовых потребностей,
исследователь, специалист ставит перед собой те или иные цели сравнительного
изучения. Постановка целей и выбор средств их достижения предопределяются
умелым выбором объектов сравнительного правоведения.
Общие
черты объектов сравнительного правоведения:
1) Есть объекты которые всегда и при
любых условиях требуют внимания, наблюдения, изучения, анализа.
2) Ряд объектов периодически может
попадать в поле зрения компаративиста в зависимости от целей, которые перед ним
стоят,
3) Некоторые объекты сравнительного
правоведения требуют серьёзных усилий по их обнаружению и выявлению тех или
иных свойств, тенденций и характеристик, которые позволяют их « описывать».
4) Объекты сравнительно-правовых
исследований, которые так или иначе связанны между собой. И даже занимаясь
одним объектом, нельзя не учитывать его связь и соотношения – скрытые,
обнаруживаемые, очевидные – с другим объектом.
По мнения Ю.А. Тихомирова, «объекты
сравнительного правоведения – не умозрительные задачи кабинетных ученых, а
реальные общеправовые явления и процессы, требующие анализа, оценки и принятия
адекватных государственно-правовых мер и осуществления необходимых действий».[1]
2.
Виды объектов сравнительного правоведения.
Среди различных объектов сравнительного
правоведения, прежде всего, называется такой наиболее обширный по масштабам и
наиболее подвижный объект, как сама «правовая действительность».
1)
Правовая действительность, правовая
реальность – состояние и изменения в государственно-правовой сфере.
Сюда относятся:
-
процессы развития иностранных государств, их
политики, особенно в правовой сфере, государственных институтов, политический
режим (отношение к праву как к явлению общественной жизни, законотворчеству и роли закона, к эволюции
системы законодательства и его отраслей), состояние юстиции, судов,
прокуратуры, органов внутренних дел и др. – правоприменение, также само государство через призму права.
При таком широком подходе
в орбиту изучения включается и такой феномен, как государство. Но для
сравнительного правоведения нет надобности изучать и сопоставлять этот феномен
в полном объёме, поскольку политология и теория государства заняты им во всех гранях
и прявлениях, Хотя, разумеется, грани тут проводить довольно сложно.
В зарубежной литературе
по теории государства, политологии, конституционному и административному праву
широко применяется метод сравнительного анализа. Например, в книге финского
политолога Т. Ванханена «Появление демократии. Сравнительное изучение 119
государств, 1850-1979 гг.», изданной в Хельсинки в 1984г, автором приводятся
«показатели» и «меры» демократичности (число голосующих на выборах, развитие
партий и др.) , что позволило применить их к разным странам. Была установлена
корреляция, зависимость между условиями и этапами их развития и уровнем
демократичности.
В отечественной науке
заслуживает внимание книга В.Е.Чиркина «Элементы сравнительного
государствоведения». В ней дан анализ современных концепций и видов
государства, форм государства, систем государственных органов и местного
самоуправления. Сделан вывод о происходящей дифференциации государственной
власти, на которую оказывают растущее влияние общегумманистические ценности
человечества .Наряду со сближением государственных институтов возрастает их
разнообразие, взаимопроникновение. Появляются новые институты. Само государство
не рассматривается как власть с неограниченным суверенитетом, хотя его роль в
управлении общими делами не уменьшается.(1)
2)
Вопросы принадлежности правовых явлений и
институтов в той или иной «правовой семье»:
Категория
«правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные
юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих
систем. При изучении иностранного права и использования сравнительного метода
понятие «правовая семья» дает возможность сконцентрировать внимание на
определенных «моделях», представляющих определенные типы права, в которые
входит более или менее значительное количество этих систем. Терминологическое
обозначение этих групп различно. Например, французский ученый Р. Давид
использует термин «семья правовых систем»; К. Цвайгерт, К.Г. Эберт – «правовые
круги»; С.С. Алексеев – «структурная общность». Термин «правовая семья»
наиболее распространен в отечественной и зарубежной литературе.
Под
правовой семьей в научной и учебной литературе понимается совокупность
национальных правовых систем, объединенных общностью исторического
формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов,
правоприменения, понятийно-категориального аппарата и юридической науки[2].
Распространенные
в компаративистике словосочетания «правовая семья», «семья систем права»,
«правовая система» - это не понятия, а всего лишь условные названия для
обозначения соответствующих групп правовых феноменов. Еще Р. Давид в своем
труде «Основные системы современности» указывал, что «понятию «правовая семья»
не соответствует какая-либо биологическая реальность; оно используется лишь в
дидактических целях, чтобы выявить сходство и различия систем действующего
права»[3].
Романо-германская
(континентальная), англосаксонская, религиозно-нравственная и иные правовые
семьи обогащают правовую картину мира.
Признаки правовых семей,
которые существенным образом влияют на национальные мировоззренческие истоки и
идеологические представления, взгляды:
-
природа и удельный вес источников права;
-
отношение граждан к праву;
-
роль институтов государства и общества в
поддержании правовых режимов.
Отсюда выявляются
сходства законов, юридической формы, структуры конституций, институтов
договоров, ответственности и др.
Без подобных первопричин
компаративисту трудно понять похожие юридические формы и внешне наблюдаемое
сходство законов, структуры конституций, институтов договоров, ответственности
и др. Влияние правовых семей всегда нужно учитывать, хотя бы и как самое
отдалённое.
3)
Правовые учения, концепции и правовые
взгляды. При сопоставлении обнаруживаются различия в уровне
национального правового сознания, правовой культуры.
Так, для Англии, Германии
характерно законопослушное население; в Азии, Африки, Индии – отдается
предпочтение религиозно-нравственным постулатам; в России население, не
усвоившее глубоко идею верховенства закона,
приучено к административно-распорядительным актам и действиям и т.д.
Большую возможность для
сопоставления дают правовые учения и концепции государства, власти, права
(верховенство закона, права, разделения властей, презумпция невиновности).
Более специфичны научные концепции ученых-юристов (правовые школы).
Не редко, например,
различаются доктрины видов государственных институтов. Так в конституционном
праве России есть понятия «государственная власть», «разделение властей», в
конституционном праве Республики Молдова-«публичные власти», в законодательстве
Германии и Франции используется понятие «публичное учреждение». В Латвии
понятие «институция» охватывает государственные органы и местное
самоуправление.
4)
Правовые системы государств.
В
отечественной литературе, начиная с середины ХХ в. категория «правовая система»
в значении «национальной правовой системы» интенсивно разрабатывается, и в
настоящее время она прочно вошла в научный оборот[4],
а также закрепилась в юридической практике и в законодательных актах. Так, в
ст. 15 Конституции Российской Федерации использовано нормативное понятие
«правовая система».
Однако
диапазон применения категории «правовая система» в теоретических исследованиях
является достаточно широким. Это вызвано рядом обстоятельств. Главными
причинами разнообразия в понимании и определении правовой системы являются
нечеткость рамок содержательной стороны объекта исследования. Так, А.Х.
Саидов полагает, что для понимания правовой системы ключевыми являются
категории «правопонимание», «правотворчество» и «правоприменение»[5].
В
свою очередь Ю.А. Тихомиров в своей книге «Курс сравнительного правоведения»
определяет содержание этой категории следующим образом: «Правовая система
государства есть структурно организованный нормативный массив, ориентированный,
формируемый и действующий на основе общих принципов»[6].
По мнению Ю.А. Тихомирова, элементами, составляющими правовую систему,
являются: 1) цели права; 2) принципы построения; 3) порядок правотворчества; 4)
законы; 5) подзаконные акты; 6) акты местного самоуправления; 7) одобренные
международно-правовые связи и соотношения.
Такое
узкое нормативное содержание правовой системы, на наш взгляд, не дает полного
представления об этом феномене.
Более
широкое понимание правовой системы встречаем у С.С. Алексеева. Автор выделяет
следующие ее элементы: 1) собственно объективное (позитивное) право; 2)
юридическая практика; 3) правовая идеология[7].
Той же позиции придерживается профессор Г.И. Муромцев. Правовую систему он
определяет как «научную категорию, дающую многомерное отражение правовой
действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном,
институциональном и социологическом уровнях»[8].
По мнению Г.И. Муромцева, правовая система включает в себя следующие разнородные
элементы: 1) доктринально-философский (правопонимание, понятия, категории права
и т.д.); 2) нормативный, т.е. совокупность действующих в обществе правовых
норм; 3) институционный, т.е. юридические учреждения – правотворческие и
правоприменительные и 4) социологический, т.е. правоотношения, применение
права, юридическая практика.
Как
видим, иногда категория «система» применяется авторами к явлениям правовой
реальности в плане целостного, системного рассмотрения права или родственных
ему интегративных образований, что дает исследователям возможность называть
правовой системой ту или иную целостность правовых явлений (система позитивного
права, система нормативных актов, система источников права и т.д.).
Иными
словами, правовая система – это структурно-организованный нормативный
массив, ориентированный, формируемый и действующий на основе общих принципов. В
ней можно выделить:
-
цели права;
-
принципы построения;
-
порядок правотворчества;
-
законы;
-
подзаконные акты;
-
акты местного самоуправления;
-
международные правовые акты и нормы одобренные;
5)
Правовые массивы и комплексы,
складывающиеся в межгосударственных объединениях.
6)
Национальное законодательство (общие
характеристики законодательных систем, совпадающие тенденции развития и
особенности). Часто совпадают:
-
истоки законодательств;
-
критерии классификации ее отраслей;
-
предметы и объем регулирования в рамках
отраслей;
-
соотношение различных отраслей и т.д.
Данный объект
сравнительного правоведения чаще привлекает внимание компаративистов, поскольку
позволяет им найти как общие характеристики законодательных систем, совпадающие
тенденции их развития, так и немалые особенности. Речь идёт о сопоставимости
истоков законодательств, критериев классификации её отраслей, о соотношении
различных отраслей, предметов и объёмов регулирования, о межсистемных правовых
связях. Устанавливается реальная роль закона и пределы собственно
законодательного регулирования. А отсюда сходным или несходным будет
соотношение закона и подзаконного акта. Ведь удельный вес источников права
весьма неодинаков в разных странах.
7)
Отрасли, подотрасли законодательств
и нормативные массивы.
В рамках правовых семей
отраслевая классификация в основном может совпадать, хотя внутреннее наполнение
их отличается своеобразием .Предмет, объём и методы регулирования, соотношение
кодексов и иных отраслевых правовых институтов различаются весьма существенным
образом. Необходимо умело определять то, как оформляется, как структурно
распределяется разный нормативный материал. К нему относятся преимущественно
законы, а в России и ряде других постсоветских государств ещё и нормативные
указы президентов и постановления правительств.
8)
Правовые институты – комплексы правовых
актов, регулирующие сходные общественные отношения . Их сопоставление часто
служит предметом сопоставления и анализа. Причём отраслевые и межотраслевые
институты по- разному рассматриваются, они не всегда легко обнаруживаются.
Приходится знакомится не с одним, а с несколькими или многими правовыми актами,
входят ли они в состав одной или нескольких отраслей. Институты договоров,
правосубъектности, ответственности, избирательные системы- это лишь некоторые
примеры из данной области.
К.Цвайгерт,
Х Кетц , например, выделяют такие своеобразные правовые институты общего права,
как представительство, право отвода, возмещение ущерба, доверительная
собственность, право доказательств.(1)
9)
Законы и правовые акты – самый
распространенный объект сравнительного правоведения. Потребности
законотворчества часто побуждают черпать из них ту аналогию, которая облегчает
поиски своего предмета законодательного регулирования, его форм и методов.
Доступность иностранных законов делает их наиболее пригодным нормативным источником
для сравнения и использования. Как верно указывает Ю.А.Тихомиров, эта
доступность таит в себе соблазн быстрого подражания и даже копирования. В
дальнейшем может возникнуть эффект отторжения чужеродного акта из ткани
нормативного массива.
Поэтому
необходимо иметь в виду при изучении законов и иных актов иностранных
государств следующее:
-правильно
оценить пределы совпадения и несовпадения предметов регулирования сравниваемых
законов;
- точно
выяснить место данного акта в системе отраслевого или межотраслевого
регулирования и его соотношение с другими актами;
- изучить
информацию о практике применения сравниваемого закона во избежание формальных
аналогий.
10) Правовые
нормы – сопутствующий, нередко и
самостоятельный объект сравнительного правоведения. Далеко не всегда
совпадают классификации правовых норм, которыми пользуются в разных
национальных правовых системах. Их разновидности могут быть весьма
своеобразными, например нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-санкции и т.д.
Не менее важно правильно оценить структуру сравниваемых правовых норм,
поскольку оформление правовых норм, их формулирование и словесная форма
выражения требуют серьёзных интеллектуальных усилий и специальных знаний. К
тому же традиционная триада элементов рассыпается в структуре закона.
11) Юридическая
техника – совокупность приемов и правил структурирования и выражения
правовых норм, построения правовых актов (здесь отражаются особенности языка,
культуры, традиций законодательного процесса).
Например,
по структуре Конституция России делится на преамбулу (без названия), разделы
первый и второй, главы и статьи. Конституция Франции имеет преамбулу (именно
так и названа), разделы и статьи, Конституция Италии - «Основные принципы», или
введение, далее части, главы (иногда есть внутри и разделы), статьи.
Конституция Японии содержит вводную часть , главы, статьи. В Конституции США
есть введение, статьи, подразделяемые на разделы.
Таким
образом, объединение и структурирование нормативного материала производятся и
сходным, и своеобразным путём. По этой причине далеко не всегда сопоставимы
отдельные структурные части конституций, законов и иных правовых актов. Можно
заметить и отличия в способах отсылок к
другим актам - к конкретным актам, к актам определенного вида и содержания, в
порядке введения норм законов в действие- путем указания в тексте закона
условий и сроков введения в действие отдельных статей (Англия), принятия
постановления или закона о порядке введения в действие норм закона в России.
С этим
связано и то или иное значение юридических понятий и терминов. Оно укоренилось
в правовой доктрине и практике государств, и сходный смысл общих понятий
соседствует со специфическим значением других. К тому же ещё большее
разнообразие вносит известный прием объявления нормативного содержания понятий
в отдельном законе (в России, Германии, Франции и д.р.). И это требует
тщательного установления точного смысла понятий и терминов, ибо в противном
случае сопоставление их нормативного выражения будет скорее внешним и не даст
верной картины.
[1]
Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения, М., 1996, с. 41.
[2] См.: Саидов А.Х. Сравнительное
правоведение. – М., 2000, с. 118.
[3] Давид Р. Основные системы
современности. – М., 1988, с. 40.
[4] Саидов А.Х. Ведение в основные
системы современности. – Ташкент, 1988; Саидов А.Х. Сравнительное правоведение.
– М., 2000; Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М., 1996;
Лазарев В.В. Теория государства и права. – М., 2000; Марченко М.Н.
Сравнительное правоведение. - М., 2001.
[5] Саидов А.Х. Указ. соч., с. 117.
[6] Тихомиров Ю.А. Указ. соч., с. 45.
[8] Муромцев Г.И. Основные правовые
системы прошлого и современности / В кн. Проблемы общей теории права и
государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999, с. 282.
[9] См.:Тихомиров Ю.А. Указ.соч.,
с.34. Наряду с этим определением существуют и другие определения правовой
системы, о чем будет сказано ниже.
когда я был представлен MR. Педро (кредитный специалист), я выходил на рынок как первый покупатель дома. мои потребности были немного другими, и у меня было множество вопросов, прежде чем он отправил мне письмо с предварительным одобрением, он позвонил, чтобы поговорить со мной о том, что это значит и что может измениться. он был доступен мне практически в любое время по электронной почте и текстовым сообщениям, он был очень отзывчивым и знающим. он также очень прямолинеен, я объяснил ему, чего я ожидал в отношении времени закрытия и других деталей. он сказал, что оправдает эти ожидания, но превзошел их. Я так быстро закрыл своего риэлтора, и продавец, конечно, был в восторге от этого. но как покупатель мне понравилось, что я кратко, но тщательно проработал весь процесс. от предварительного утверждения до закрытия - путь был таким плавным, и я считаю, что мне повезло, потому что я слышал ужасные истории об Интернете. Я рекомендую кредитного специалиста, контактный адрес электронной почты Педро Джерома: pedroloanss@gmail.com и номер в WhatsApp: +18632310632 всем, кто ищет ссуду на любом рынке.
ОтветитьУдалить