Сравнительное правоведение и сближение правовых систем

Сравнительное правоведение и сближение правовых систем самым непосредственным образом связаны между собой. Еще в 1900 г. Э. Ламбер в своем докладе на I Международном конгрессе сравнительного права изложил свое видение данной проблемы.
 Одна из особенностей его подхода к сравнению национальных правовых систем и созданию реальной базы для унификации состояла в том, что в расчет брались не все существовавшие в тот период правовые системы, а лишь те, которые находились на одном и том же уровне развития[130].
Сравнительное правоведение сталкивается не только с традиционными проблемами, сопутствующими развитию науки в целом, но и с проблемами, вызванными каждым последующим этапом сложного процесса общественного развития. В качестве основной проблемы, которая на сегодняшний день для сравнительного правоведения считается приоритетной, необходимо выделить, как уже отмечалось ранее, проблему сближения правовых систем, обусловливающую правовую интеграцию и формирования не только локальных, но и общих правовых пространств. Современные процессы, порожденные эпохой глобализации, ставят перед всей юриспруденцией вообще, и перед сравнительным правоведением, в частности, задачу использования потенциала различных правовых семей (систем) в решении масштабных задач, затрагивающих все человечество либо его части.
Необходимость диалога правовых систем и правовых культур обусловлена неизбежностью сосуществования современных цивилизаций, что с каждым днем становится более очевидным. Поскольку замкнутость существования правовых систем приведет к застою, в результате чего дальнейшее их развитие становится более проблематичным, поскольку они не смогут соответствовать потребностям и интересам современного общества.
Сравнительное правоведение способствует налаживанию диалога между различными семьями и правовыми культурами, а также мобилизует их потенциал для решения очевидных общечеловеческих проблем. Выход за рамки национального видения права, примат общечеловеческих ценностей в развитии цивилизации и ее правовой составляющей становится главным требованием в развитии современного общества. Современный мир характеризуется нарастающей тенденцией к интеграционным процессам путем взаимодействия правовых систем.
Сравнительное правоведение как очевидное научное явление современности, с одной стороны, и сближение правовых систем как очевидный процесс современной международной практики, с другой, органично дополняют друг друга.
В результате сравни- тельно-правовых исследований сближение правовых систем как неизбежный процесс, присущий современному состоянию общества, становится более прагматичным, прозрачным и предсказуемым. Этот процесс получает научное обоснование в рамках сравнительного правоведения. В свою очередь, процессы сближения правовых систем создают благоприятную почву для апробации и дальнейшей разработки различных концепций, появившихся в рамках сравнительного правоведения.
Так, с помощью методологии сравнительно-правовых исследований путем выявления общего, различного и особенного в сравниваемых объектах формируется основа для сближения правовых систем. Кроме того, в результате сравнительно-правовых исследований выявляются наиболее оптимальные методы и формы сближения правовых систем. Если в одних случаях оптимальной формой такого сближения считается унификация правовых норм, например, в рамках интеграционных процессов в Европейском Союзе, то, в другом случае, более эффективным является принятие модельных законодательных актов. Например, данный вид гармонизации законодательства как форма сближения успешно применяется в правовой практике США.
Благодаря сравнительно-правовым исследованиям становится реальным установление возможности и пределов сближения правовых систем, поскольку методика сравнительно-правовых исследований выявляет пределы такого заимствования правовых положений одной правовой системы у другой. Правовое заимствование даст ожидаемый результат, если они будут основываться на методологии сравнительно-правовых исследований.
Разработки в рамках сравнительного правоведения, способствуют формированию единого категориально-понятийного аппарата, что является необходимым компонентом формально-юридического характера, дополняющим содержательный аспект сближения правовых систем. Это имеет особую важность в разработке модельных законодательных актов и унифицированных правовых норм. Это проявляется в разработке общеевропейских нормативно-правовых актов, которые рассчитаны на соблюдение в рамках государств, принадлежащих к романо-германскому и общему праву.
В рамках теоретических разработок в сфере сравнительноправовых исследований постоянно возникает вопрос о формировании общего, «универсального» права, адекватно отражающего потребности и отвечающего на основные вызовы современного общества в области правового регулирования. 
Правовая аккультурация и ее значение для сближения правовых систем

Как отмечает Ж. Карбонье, культурно-исторический процесс развивается как взаимодействие разрозненных локальных культур (полилинейность) и в то же время формируется культурное единство людей (однолинейность).
 Сегодня многие утверждают о единстве мировой культуры, однако утрата национальной культурой некоторых черт под влиянием аккультурации не означает даже в обозримом будущем утраты различий между культурами вообще и правовыми культурами в частности. Понятно, что современный мир не может существовать в условиях замкнутости правовых культур. Идут процессы правовой аккультурации, т.е. разрушения, преодоления этой замкнутости, когда одна правовая система может быть как бы привита к другой[131].
Национальные правовые системы не существуют изолированно. Они взаимодействуют друг с другом, ведут нескончаемый культурный диалог. Правовая система отдельного государства подвергается постоянному давлению со стороны фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций. «Бомбардировка» культуры текстами из чужой культуры приводит к новой интерпретации и этих «занесенных» текстов, и самого контекста «аборигеновской» культуры. Из такой новой интерпретации неизбежно вырастают новые смыслы, реализуемые в человеческой деятельности[132].
Более того, история существовавших великих правовых систем, как правило, начинается с заимствования (афинское, римское, западное право и т.д.). Оно может происходить через отдельные правовые институты, элементы юридической техники и практику правоприменительной деятельности. Имеет место также заимствование правовых принципов, правовых идей. Иными словами, заимствование может быть фрагментарным, называемым правовой аккультурацией, либо глобальным, называемым правовой рецепцией. Если при правовой аккультурации происходит заимствование правовых положений, то при правовой рецепции меняются основы правовой системы вообще.
Правовую рецепцию рассматривают как разновидность правовой аккультурации, называемую еще тотальной аккультурацией либо «культурной мутацией»[133].

Фрагментарная правовая аккультурация является распространенным явлением, проистекающим в рамках постоянного диалога правовых систем и правовых культур. Мотальная правовая аккультурация, т.е. правовая рецепция — это явление исключительное. Ее примером может служить рецепция римского права, на основе которой сформировалась романо-германская правовая семья.
По мнению К. Осакве, тот факт, что сравнительное правоведение поощряет и одобряет заимствование идей разных правовых систем, составляет аксиому данной дисциплины. Но перенесение идей из одной правовой системы в другую требует их тщательного анализа на совместимость. Правовое заимствование внешне сходно с медицинской хирургической операцией по трансплантации отдельных частей человеческого тела. В своей работе компаративист похож на хирурга в том смысле, что он берет часть чужой правовой системы и «пересаживает» ее в свою. Для достижения успешного результата правовой институт, взятый из системы «А» и перенесенный в систему «Б», должен совмещаться с системой «Б», а не отторгаться ею. Например, прежде чем позаимствовать институт суда присяжных из системы англо-американского общего права и ввести его в континентально-европейскую правовую систему России, надо было понять, совместим ли такой институт с комплексным механизмом российского уголов- но-процессуального права[134].
Правовая аккультурация осуществляется различными путями и различными средствами: с помощью законодательства и судебной практики, посредством заключения договоров, а также осуществляемая учеными и преподавателями, происходит на уровне юридической науки и юридического образования. На этой основе выделяются: законодательная, судебная, договорная и доктринальная правовая аккультурация.
Таким образом, современный мир не может существовать в условиях замкнутости правовых культур. Идут процессы правовой аккультурации, т.е. взаимодействия между правовыми системами и правовыми культурами на уровне законодательства, судебной практики, юридической науки, юридического образования и др. 
Закономерности сближения правовых систем и его формы

С первых дней формирования и становления сравнительного правоведения цели и задачи, связанные со сближением правовых систем являлись доминирующими. Имеюли место даже идеи о всемирной унификации права.
 Задача сближения правовых систем приобретает особое звучание и в современном мире.
Процесс сближения правовых систем носит закономерный характер, обусловленный объективными потребностями развития человечества на современном, этапе. Данный процесс происходит как стихийно, так и планомерно. Например, в результате взаимодействий в социально-экономической сфере (в частности, торговля в приграничных районах). Подчас такое сближение осуществляется стихийно и законодателю остается их зафиксировать в соответствующих нормативно-правовых актах. Тем самым осуществляется унификация некоторых правовых норм разных государств.
Что касается планомерного целенаправленного сближения,
то оно заключается в специально организованной деятельности государств по разработке единообразного правового нормативноправового акта, направленного на регулирование соответствующих норм политической, экономической, социальной, гуманитарной и других сфер жизни общества. То есть данная форма унификации — это специально организованная деятельность по единообразному правовому регулированию в разных сферах международных отношений.
На сегодняшний день ярко выраженные мировые тенденции глобализации неизбежно ведут к взаимодействию, взаимовлиянию национальных правовых систем. Соотношение национальных правовых систем подвижно, оно меняется с учетом задач согласованного правового развития. Его поиск и установление правильного сочетания юридических средств Сближения требуют большого умения и постоянных усилий от теоретиков и практиков.
Взаимодействие правовых систем в современных условиях принимает самые разнообразные формы. Этому способствует диалог правовых систем и правовое заимствование. В немалой степени на процессы растущего взаимодействия и взаимовлияния отдельных правовых систем разных государств в конце XX — начале XXI вв. оказывают влияние развитие современных систем коммуникации.
Сближение правовых систем может иметь место не только в ряде традиционных областей, например, в морском праве, где всегда господствовало стремление к единообразию норм, но она более активно воспринимается и новыми отраслями и институтами права. Например, космическое право, право воздушного пространства, атомное право и др.
Нормативно-правовая база сближения правовых систем различна, т.е. в рамках каждого направления используются те или иные правовые средства. В одних случаях — это программы- проекты, модельные законодательные акты, в других — унифицированные общие нормы, в третьих — правовые стандарты, научные концепции и т.п. Естественно, их юридическая сила неодинакова, поскольку они могут носить программный, норма- тивно-ориентирующий, рекомендательный и обязательный характер.
Процесс сближения национальных правовых систем, по мнению Ю.А. Тихомирова, предполагает:
разработку общей политики государственного правового развития;
осуществление мер по преодолению правовых различий;
принятие мер по выработке общих совместных юридических правил[135].
Существует мнение, что процессы автономизации правовых систем и одновременно их постепенно нарастающее до известного предела сближение возможны только между правовыми системами, близкими по типу правопонимания, например, взаимовлияние возможно между системой общего права и романогерманской системой права, но не с участием традиционных и религиозных правых систем. Это спорное мнение, поскольку, например, модернизация исламского права предполагает определенное взаимодействие и взаимопроникновение классических положений и норм к современным условиям. И сам факт существования дуализма в правовых системах исламских государств предполагает определенное взаимодействие и дополнение между правовыми системами различного типа правопонимания.
По этому поводу С.С. Алексеев отмечает, что сближение пра- вовых систем происходит не только между правовыми системами одной семьи, но и между самими правовыми семьями. Например, «путь прецедентного права характерен для единого («общего») европейского права в целом, в формировании которого значительную роль играет Люксембургский суд Европейских Сообществ, вырабатывающий в контексте решаемых дел прецедентов единые для сообщества единые принципы»[136].
Сближение правовых систем предполагает определенную адаптацию национальных законодательств к общепринятым международным стандартам.

Этот вопрос достаточно актуален для государств, образовавшихся и на постсоветстком пространстве (постсоциалистическом пространстве), стремящихся включиться в общеевропейские структуры и процессы. Так, во многих из этих государств развернулись дебаты вокруг отмены такого вида наказания, как смертная казнь, мораторий на которую установлен под влиянием права Европейского Сообщества. Так, например, базовыми документами, определяющими процесс адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и осуществление интеграции Украины в Европейское Сообщество, являются принятые Европейским Советом на Копенгагенском саммите в 1993 г. Декларация и Соглашение
партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами 1994 г., а также Указом Президента Украины «Опрограмме интеграции Украины в Европейский Союз» 2000 г. и Законом Украины «О Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» 2004 г.
Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза — это поэтапное принятие и внедрение Украиной нормативно-правовых актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Адаптация проводится для обеспечения соответствия законодательства Украины обязательствам, которые вытекают из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, развития национального законодательства в направлении его приближения к законодательству ЕС и обеспечение высокого уровня подготовки в Украине законодательных актов, создание правовой базы для интеграции Украины в ЕС. Адаптация законодательства ЕС является планомерным процессом, который состоит из трех отдельных этапов, на каждом из которых достигается определенная степень соответствия законодательства Украины законодательству ЕС в определенных сферах.
На протяжении первого этапа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предполагает развитие правовой системы Украины согласно требованиям, определенным в Декларации, в направлении установления верховенства права, обеспечения прав человека, функционирования рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие к требованиям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и других международных договоров, которые касаются сотрудничества Украины и ЕС.
В дальнейшем процесс адаптации будет состоять в пересмотре законодательства Украины в сферах, определенных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, с целью обеспечения его приблизительного соответствия законодательству ЕС; правовом обеспечении создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и подготовки к ассоциированному членству Украины в ЕС.
И, наконец, адаптация законодательства направленная на заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; подготовку расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС с целью обеспечения интеграции Украины к общему рынку ЕС.
Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «согласованное» правовое развитие государств можно рассматривать применительно к четырем основным направлениям и формам их проведения:
сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;
гармонизация законодательства, когда согласовываются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;
принятие модельных законодательных актов;
унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила)»[137].
Таким образом, сближение и взаимодействие правовых систем современности — явление глобальное, характерное для развития права в XXI в., носящее закономерный характер. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, геополитические и культурные процессы объединяют государства. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается число единообразных стандартов. Основными способами сближения правовых систем является гармонизации законодательств и унификация правовых норм. Немаловажная роль в этом процессе отводится имплементации норм международного права в национальное законодательство и оказанию международной правовой помощи. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога